Главная / Статьи


Статьи


НЕИЗВЕСТНАЯ ОШИБКА: Declaration of Setup::get_modules() should be compatible with that of ModulesFmdc::get_modules() в файле "/usr/home/www/black/.wm/modules/setup/class/setup.class.php" строка:629.
Буфер ошибок:
Глобальная океаническая наблюдательная система Черного моря: научные стратегия и дизайн.

В. Н. Еремеев, Г. К. Коротаев, А. И. Кубряков

В работе описаны основные компоненты стратегического и научного планов создания, функционирования и развития Глобальной океанической наблюдательная системы Черного моря (Black Sea GOOS).

1. Введение.

Наблюдаемые изменения климата и антропогенное воздействие человека на экосистему Черного моря приводят к её значительным изменениям. Для окружающих Черное море стран - Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции и Украины - существенная часть населения которых живет в прибрежной области и исторически связана с морскими отраслями промышленности (рыболовство, мореплавание, судостроение и др.) и туризмом, изменения морской окружающей среды всегда были весьма значимы. В связи с этим состояние Черного моря требует повышенного внимания и детального анализа.

В современных условиях стало ясно, что возможные будущие изменения окружающей среды Черного моря должны быть адекватно оценены для того, чтобы соответствующие управленческие решения и финансовые затраты основывались на прочном фундаменте. Способность предсказывать и контролировать состояние экосистемы бассейна необходима для эффективного управления морской окружающей средой и выработки мер по защите здоровья и безопасности общества.

Исходя из этого в течение последних нескольких лет учеными, специалистами и политиками причерноморских стран при поддержке Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО были предприняты усилия для создания проекта «Глобальная океаническая наблюдательная система Черного моря» (ГОНСЧМ) - Black Sea GOOS, как составной части Глобальной океанической наблюдательной системы (ГОНС) – Global Ocean Observing System (GOOS). В мае 1999 г. в Стамбуле состоялось заседание Рабочей группы ГОСНЧМ под эгидой МОК, на котором был принят пилотный проект ГОНСЧМ [1], а в июне этого же года в Париже, на Ассамблее МОК, этот проект был утвержден [2] в качестве регионального проекта МОК ЮНЕСКО.

В мае 2001 г. в г. Поти (Грузия) состоялось международное рабочее совещание [3], на котором были созданы Управляющий Комитет ГОНСЧМ, другие рабочие органы и разработаны и приняты соответствующие документы, в частности Меморандум о взаимопонимании между причерноморскими странами и Меморандум о взаимодействии между ГОСНЧМ и Европейской ГОНС. Впоследствии оба вышеупомянутых документа были подписаны официальными уполномоченными лицами стран-участниц [4].

Наконец, в нынешнем 2002 г. во время работы 2-й Международной конференции по океанографии Восточного Средиземноморья и Черного моря в г. Анкаре (Турция) состоялось первое заседание Управляющего Комитета ГОСНЧМ [5], на котором был принят Научный стратегический и рабочий план ГОНСЧМ [6]. Этот план представляет собой научно обоснованное руководство по созданию оперативной океанографической наблюдательной системы, способной контролировать и прогнозировать циркуляцию вод и состояние экосистемы Черного моря на непрерывной основе. Он определяет научные и технологические аспекты исследования и рассматривает стратегию развития ГОСНЧМ как для открытого моря, так и для прибрежных и шельфовых областей Черного моря.

2. Цели, задачи и принципы организации ГОНСЧМ.

Основными целями ГОНСЧМ провозглашены наблюдение и прогноз изменчивости Черного моря на пространственных масштабах всего бассейна и прибрежных/шельфовых областей и на временных масштабах от нескольких дней до недель и месяцев. Эта система предусматривает:

  • Обеспечение черноморского сообщества информацией и данными, необходимыми для эффективного, безопасного и рационального использования и защиты морской окружающей среды, управления прибрежной зоной, а также для предсказания климатических изменений.
  • Создание надежной инфраструктуры международной связи для обеспечения координации и обмена данными и продуктами их обработки во всем регионе Черного моря.
  • Координацию и унификацию научных исследований в регионе для совместного решения наиболее критические проблемы окружающей среды Черного моря.

В соответствии с принципами ГОНС, наблюдения в рамках ГОНСЧМ должны быть:

  • долгосрочными, то есть, однажды начатые измерения должны продолжаться, их качество должно повышаться, измерения должны проводиться более эффективными методами.
  • систематическими, то есть, измерения должны проводиться рациональным способом, с адекватными пространственным и временным разрешением и точностью.
  • соответствующими конечным целям, то есть, измерения должны быть ориентируемы на пользователя конечных продуктов.
  • рентабельными, то есть затраченные усилия (финансовые и трудовые) должны максимизировать полезность полученных результатов путем применения экономичных и эффективных наблюдательных методов.
  • регулярными, то есть, наблюдения должны проводиться регулярно для того, чтобы конечные продукты распространялись с требуемой периодичностью.

ГОНСЧМ нацелена на использование дистанционных спутниковых измерений, in situ измерений с судов и платформ, с буксируемых и заякоренных устройств, с дрейфующих и подповерхностных буев.

Потоки данных ГОНСЧМ должны быть тесно связаны с моделями циркуляции и экосистемы моря, а также с региональными моделями циркуляции атмосферы и моря. Ассимиляция данных наблюдений в моделях позволит осуществить интегрирование разнородной информации для производства разнообразных конечных продуктов и прогнозирования состояния морской среды.

Данные ГОНСЧМ и продукты их обработки и анализа должны оперативно (в пределах нескольких часов или дней) распространяться среди черноморского сообщества.

Данные, полученные в рамках каких-либо местных, национальных или региональных интересов в Черном море не обязательно будут принадлежать или приниматься ГОНСЧМ. Данные будут приемлемы для ГОНСЧМ, если они жестко соответствуют принципам и стандартам ГОНС, долгосрочны, систематичны и необходимы для решения наиболее важных региональных проблем.

Основным руководящим принципом развития оперативной океанографии в рамках ГОНСЧМ является ориентация на выявление и удовлетворение запросов конечного пользователя. Поэтому в рамках проекта планируется постоянный и продолжающийся диалог с потенциальными пользователями оперативных морских данных и прогнозов. При этом все работы, связанные со сбором и анализом данных, моделированием и прогнозом должны быть оптимально спланированы, чтобы избежать дублирования.

В научном плане ГОНСЧМ выделены следующие стратегически важные акции:

  • Идентификация пользователей, клиентов и бенефициариев, их требований к данным и продуктам их обработки.
  • Изучение фактической и потенциальной экономической эффективности ГОНСЧМ.
  • Развитие научных основ ГОНСЧМ.
  • Создание технологических основ ГОНСЧМ.
  • Создание и развитие наблюдательной системы.
  • Создание и развитие системы обмена и распределения информации.
  • Развитие численного моделирования, ассимиляции данных и прогноза.
  • Разработка конечных пользовательских продуктов.
  • Разработка мер в помощь пользователям в понимании и применении выгод от ГОНСЧМ.
  • Взаимодействие с Европейской ГОНС и другими организациями ГОНС.

Проводимые в настоящее время океанографические наблюдения носят, как правило, исследовательский характер и не в состоянии обеспечить пользователей данными и продуктами их обработки в короткий срок. Создание же полной инфраструктуры (оперативные наблюдения, в том числе в открытом море; информационная система обмена и распределения данными и продуктами их обработки; система моделирования и прогноза) требует больших финансовых инвестиционных затрат и времени. Поэтому важно демонстрировать возможную эффективность и выгоду от ГОНСЧМ как можно скорее. Первым шагом по выявлению и оценке потребностей пользователей должна быть инвентаризация уже предоставляемых услуг в регионе Черного моря (таких как ветроволновой прогноз в портах и транспортных морских коридорах, бюллетени с метеорологическими данными для туристических и курортных зон, специализированные прогнозы для нефтяных платформ, штормовые предупреждения для всех отраслей морских промышленности, и т.д.) и их распространение всем пользователям в причерноморских странах. Опыт некоторых стран Черного моря показывает, что можно найти сотни потенциальных клиентов в каждой стране.

ГОНСЧМ нацелена как на поддержку исследований, так и на выявление полезных и выгодных с экономической и социальной точки зрения аспектов оперативной океанографии. Как упоминалось выше ГОНСЧМ – результат работы всех прибрежных стран, которые совместными усилиями создадут основы для контроля, моделирования и прогноза морской среды.

Среди прибрежных стран Болгария, Румыния, Украина, и Грузия имеют доступ к Мировому Океану только через Черное море, т.е. Черное море для этих стран является важнейшим социально-экономическим транспортным звеном. ГОНСЧМ будет играть важную роль в устойчивом развитии и улучшения качества окружающей среды этих стран.

Россия - страна, граничащая с несколькими морями, однако, Черное море - единственное теплое море, позволяющее развивать рекреационные услуги в этой стране. Улучшение качества водной среды благодаря функционированию ГОНСЧМ повысит качество жизни в этой стране.

Турция окружена Средиземным, Эгейским, Мраморным и Черным морями, однако до 80 % выловленного объема рыбы в Турции приходится на Черное море.

Как правило, морские отрасли промышленности и услуги дают 3-5 % ВНП в развивающихся прибрежных государствах [7]. ГОНСЧМ способна значительно повысить этот вклад.

Точные оценки ВНП большинства прибрежных государств Черного моря недоступны, иногда просто потому, что для некоторых стран они не были сделаны вообще. Поэтому оценка возможной выгоды для всех шести стран от внедрения ГОНСЧМ весьма затруднительна. Однако, принимая во внимание, что только в одной Турции прибыль от деятельности в Черном море оценивается 0.6-1.0 миллиардами USD и полагая, что выгоды, полученные от ввода в действие ГОНСЧМ составят хотя бы 0.1 % этой суммы, получим, что для Турции это составит 0.6-1.0 миллионов USD. Экстраполируя эту величину на остальные причерноморские страны, получим впечатляющую сумму в 2-3 миллиарда USD для всего региона.

В странах Черноморского бассейна уже существуют различные структуры, способные быть основой оперативной океанографии. Они включают Национальные метеорологические службы с их наблюдательными постами, морские службы прогноза, информационные центры управления данными, а также многочисленные научные учреждения, обладающие огромным опытом работ в области экспериментальной океанографии, численном моделировании, дистанционном зондировании океана и т.д.

Большинство стран Черноморского бассейна являются государствами с переходной экономикой, поэтому имеют место огромные трудности в финансировании и модернизации существующих технологий, которые, в конечном счете, служат развитию оперативной океанографии. В этой ситуации интеграция с существующими проектами, поддерживающими развитие оперативной океанографии в Европе, также как и поиск внешних источников финансирования, является жизненно важным для развития ГОНСЧМ.

ГОНСЧМ будет строиться на основе существующих систем контроля и наблюдения и будет развиваться главным образом благодаря организациям-участникам. В настоящее время большинство компонентов оперативной системы доступно только в пределах национальных или международных программ. Главные задачи ГОНСЧМ будут состоять в том, чтобы координировать действия, развивать взаимодействие и взаимообмен, создавать технически совместимые средства измерения и обработки данных, оптимизировать их дизайн, контролировать качество получаемых продуктов, улучшать компоненты и согласовывать конечные продукты, основанные на пользовательских требованиях и экономических оценках. Все это – весьма сложные технические вопросы, требующие применения новых технологий и научных изысканий.

В настоящее время географический охват, периодичность и качество существующего набора данных недостаточны для удовлетворения запросов пользователей. Большинство океанографических продуктов произведены классическим академическим способом, что означает, что они редко достаточно понятны пользователям и, как правило, недоступны, когда это необходимо.

Цель ГОНСЧМ состоит в том, чтобы получить и обработать информацию о море и конвертировать её в продукт, требуемый широкому диапазону конечных пользователей. В некоторых причерноморских странах эта деятельность уже выполняется национальными метеорологическими службами, которые обеспечивают большой объем морской метеорологической и океанографической информации для нужд мореплавания, рыбной ловли, управления прибрежными зонами.

3. Дизайн Глобальной океанической наблюдательной системы Черного моря.

Главная задача ГОНСЧМ состоит в объединении существующих служб и систем в унифицированную систему, нацеленную на получение высококачественных оперативных океанографических продуктов, удовлетворяющих запросы пользователей, и на минимизацию издержек производства. ГОНСЧМ будет состоять из двух основных модулей:

  • Морской Сервисный Модуль (МСМ) – Marine Service Mo dule (MSM);
  • Модуль Регионального Управления и Анализа (МРУА) – Regional Management and Analysis Module (RMAM).

Первый модуль нацелен на развитие продуктов и услуг, а второй модуль призван обеспечить научно-технические требования пользователей этих продуктов и услуг. Модуль МРУА в свою очередь состоит из двух блоков:

  • Управление и Анализ в Прибрежной Зоне (МРУА-УАПЗ) - Coastal Zone Management and Analysis (CZMA-RMAM);
  • Управление и Анализ в Открытом Море (МРУА-УАОМ) – Open Sea Management and Analysis (OSMA-RMAM).

Эти блоки тесно взаимосвязаны и в необходимой мере пересекаются, они имеют общие сети обмена данными и средства обслуживания в рамках единой интегрированной системы. Общая структура ГОНСЧМ приведена на рис. 1.

4. Морской Сервисный Модуль (МСМ)

MCM, следуя основными принципами ГОНСЧМ, ориентирован на развитие и поддержание системы наблюдения, производство конечных продуктов, направленных на удовлетворение потребностей широкого спектра пользователей.

В частности:

  • Наблюдения будут направлены на информационное обеспечение конкретных проблем, которые имеют место в бассейне Черного моря и связаны с человеческой деятельностью;
  • Предполагается взаимодействие пользователей данных и продуктов их обработки с техническими экспертами и специалистами при разработке, создании, эксплуатации и модернизации наблюдательной системы в соответствии с потребностями пользовательских групп.
Структурная диаграмма Глобальной  океанической наблюдательной системы  Черного моря (ГОНСЧМ) - Black Sea GOOS

Рис. 1. Структурная диаграмма Глобальной океанической наблюдательной системы Черного моря (ГОНСЧМ) - Black Sea GOOS.

Развитие MCM будет направлено на повышение эффективности использования данных измерений и создание надлежащей инфраструктуры сбора и распространения конечных продуктов, чтобы в итоге добиться рентабельности всей системы в целом. Для этого:

  • MСM будет включать в себя, расширять и дополнять существующие программы. Это позволит создать всеобъемлющую систему наблюдений посредством совместного использования инфраструктуры от систем измерений и коммуникационных платформ до систем управления данных, методам ассимиляции и моделированию.
  • Измерения будут регулярными и прошедшими контроль качества Данные измерения будут ассимилироваться в моделях и максимально эффективно преобразовываться в конечный продукт.
  • Конечные продукты будут направлены на обеспечение социально-экономических выгод для общества, что в значительной степени будет компенсировать эксплуатационные затраты системы наблюдения.

Важное значение для развития МСМ имеет постоянная связь с научными исследованиями, что позволит непрерывно совершенствовать применяемые технологии и модели. Таким образом, MСM позволит объективно и своевременно корректировать информационные потоки и продукты в соответствии с изменением пользовательских потребностей. Успешное достижение целей МСМ требует охвата всех масштабов временной и пространственной изменчивости морской среды и её отклика на внешние воздействия, для чего система должна быть максимально интегрированной и непрерывно поддерживаемой.

Следующие средства и типы измерений будут находиться в компетенции МСМ:

  1. Стандартные гидрометеорологические наблюдения;
  2. Ежемесячные измерения с маломерных судов вдоль выбранных разрезов в прибрежных областях моря до кромки шельфа и континентальных склонов;
  3. Измерения с попутных судов или паромов с использованием установленной на них специальной автоматической аппаратуры;
  4. Измерения со свободно дрейфующих буев;
  5. Спутниковые наблюдения.

Система наблюдения МСМ должна охватывать, как и эпизодические события, так и долгосрочные тенденции высоко- и низкочастотных изменений широкого круга физических, биологических и химических параметров. В рамках МСМ будут использоваться усовершенствованные методы анализ данных и прогностические модели.

Черноморский MСM будет создаваться в тесном сотрудничестве с Европейской ГОНС.

5. Модуль Регионального Управления и Анализа (МРУА).

Основными задачами МРУА являются управление данными и информацией и преобразование данных наблюдений в конечные, отражающие состояние больших акваторий, продукты, типа краткосрочных и долгосрочных прогнозов состояния моря и морской экосистемы на разных масштабах.

Фундаментальными элементами МРУА могут быть региональные центры анализа (РЦА), служащие для сбора данных и обработки информации на соответствующих динамических масштабах. Основой РЦА могут служить региональные научные морские организации.

Блок Управления и Анализа в Прибрежной Зоне (МРУА-УАПЗ) предназначен специально для освещения состояния прибрежной зоны моря, т. е. области, обычно ограниченной со стороны моря кромкой шельфа. Достижение стоящих перед этим блоком задач требует согласования таких элементов системы, как наблюдения, контроля качества данных и моделирование. Эта программа включает в себя пять следующих дополняющих друг друга, независимых подпрограмм:

  1. Мониторинг загрязнения.

    Поступающие в море загрязняющие вещества могут индуцировать изменения биогеохимической структуры и характеристик экосистемы бассейна. Поэтому оценка их распространения необходима для устойчивого развития отраслей хозяйства, связанных с эксплуатацией прибрежных и морских ресурсов. Подпрограмма направлена на:

    • оценку состояния Черного моря и его ресурсов.
    • идентификацию существующих экологических проблем.
    • выявление естественных и вызванных человеком изменений в экосистеме.
    • поддержку соответствующих научных исследований.
    • обеспечение данными экологических менеджеров, занимающихся вопросами биологического разнообразия и сохранности морских сообществ, минимизации потерь видового состава, ограничения человеческие влияния на живущие морские ресурсы, защиту среды обитания и охраняют человеческого здоровья.

    Функционирование МРУА-УАПЗ основано на эколого-биогеохимических измерениях, направленных на понимание существующего состояния и тенденций в:

    • процессах, протекающих в экосистеме (продуктивность, потоки питательных веществ, биомасса планктона и видовой состав);
    • биологическом разнообразии и деградации среды обитания;
    • структуре морских сообществ;
    • концентрации промышленной органических и неорганических веществ.
  1. Междисциплинарное моделирование.

    МРУА-УАПЗ предполагает разработку и создание целого ряда математических моделей, предназначенных в первую очередь для эффективной реализации программы мониторинга и понимания проблем прибрежной зоны, в частности, для:

    • выявления и количественной оценки процессов, ответственных за сезонную и межгодовую изменчивость потоков углерода и питательных веществ между открытым морем и шельфовыми областями;
    • определения способности прибрежной системы накапливать и трансформировать твердые и растворенные вещества;
    • количественного определения эффектов изменчивости внешнего воздействия на структуру и функционирование прибрежных экосистем.

    Предполагается использование трех типов моделей:

    1. боксовые модели, нацеленные на оценку потоков энергии, питательных и других веществ в северо-западной части Черного моря на годовом и межгодовом масштабах;
    2. модели процессов, направленные на идентификацию и описание физических, химических и биологических процессов в прибрежной зоне и их реакцию на внешнее воздействие (ветер, температура воздуха, освещенность и т. д.);
    3. системные модели, предназначенные описывать поведение целой экосистемы региона с учетом физических или биохимических аспектов. Эти модели используют модели процессов в качестве отдельных составляющих блоков. Наиболее важными из системных моделей являются модели экосистем, охватывающие весь комплекс физических, химических и биологических процессов.
  1. Интегрированное управление прибрежной зоной предполагает разработку и осуществление скоординированной стратегии по размещению экологических, социокультурных и институциональных ресурсов для сохранения, восстановления, и устойчивого развития прибрежной зоны.
  2. Мониторинг и контроль нефтяных разливов.

    Для предотвращения и минимизации ущерба в результате аварийных разливов нефти предполагается в рамках этой подпрограммы МРУА-УАПЗ:

    • разработка и создание системы связи для обеспечение информацией региональных систем реагирования на нефтяные разливы;
    • создание централизованной базы данных законов, инструкций и правил всех причерноморских стран, касающихся Черного моря;
    • тренинг и обучение персонала быстрым и эффективным действиям во время аварийных разливов в разнообразных ситуациях, в том числе с привлечением компьютерных сценарных расчетов, моделирующих динамику нефтяных разливов;
    • обучение персонала выработке разумных и научно обоснованных методов ограничения роста и ликвидации нефтяных пятен;
    • создание базы данных информации о коммерческих технологиях.

    МРУА-УАПЗ предоставит превосходную возможность для создания и поддержки хорошо организованной, технологически современной системы реагирования на аварийные нефтяные разливы.

Задачами блока Управления и Анализа в Открытом Море (МРУА-УАОМ) являются:

  • мониторинг, описание и понимание физических и биогеохимических процессов, ответственных за общую циркуляцию Черного моря и изменения климата в регионе;
  • обеспечение наблюдениями, необходимыми для прогноза изменчивости климата и глобальных изменений в нем;
  • развитие и создание системы мониторинга морских экосистем и биологических, химических и физических параметров, управляющих их изменчивостью. Пакет наблюдений должен обеспечивать возможность прогноза изменчивости экосистем на масштабах от сезона до десятилетия;
  • обеспечение информацией о природе и степени воздействия неблагоприятных явлений на человеческое здоровье, морские ресурсы, естественную изменчивость и здоровье моря. Эта информация должна быть получена по согласованным стандартам и методологии и основана на наборе надежных, относительно легко контролируемых, биологических индикаторах здоровья окружающей среды.

Блок МРУА-УАОМ предназначен, главным образом, для осуществления мониторинга открытого моря. Программа, направленная на выполнение стоящих перед блоком задач, также содержит элементы наблюдения, контроля и моделирования и состоит из пяти дополняющих друг друга, независимых подпрограмм:

  1. Изменения климата.

    Основными задачами этой подпрограммы являются анализ долгосрочных наблюдений на основе данных сети прибрежных станций (временные ряды температуры воды и воздуха, ветра, осадков, облачности, уровня моря, солености морской воды, растворенного кислорода, расходов рек и др.), а также выявление областей открытого моря, для которых имеются достаточно длинные ряды исторических данных и проведение там регулярных океанографических наблюдений. Комбинация таких тестовых областей и современных спутниковых наблюдений позволит эффективно контролировать изменения климата открытого моря.

  1. Живые морские ресурсы.

    Задачей этой подпрограммы является обеспечение оперативной информацией об изменениях в состоянии экосистем и живых морских ресурсах. Это, в свою очередь, требует получения и анализа соответствующих океанографических и биологических данных, информации об улове рыбы и т. п., а также применения соответствующих моделей с усвоением спутниковой и другой информации.

  1. Оценка рыбных запасов.

    Как известно, рыболовство в Черном море испытывает кризис в результате эвтрофикации, истощения рыбных запасов и появления некоторых чужеродных организмов типа Mnemiopsis. Улучшение состояния моря является сложной социальной и экономической проблемой. Её решение требует наряду с административными действиями, регулирующими отрасли промышленного рыболовства, проведение широкого круга биологических и экологических исследований и мер, направленных на восстановление рыбных запасов. Такие специфические исследования и предусмотрены в рамках настоящей подпрограммы.

  1. Прогноз циркуляции в реальном режиме времени.

    Для реализации в полной мере потенциала МРУА-УАОМ как в анализе наблюдений, так и в моделировании динамики экосистем требуется непрерывный устойчивый поток данных о циркуляции. Эти данные должны обладать контролируемым и приемлемым качеством. Решение этой задачи предполагается в рамках настоящей подпрограммы на основе современных численных моделей и методов ассимиляции данных спутниковых измерений, в частности, альтиметрических измерений.

  1. Моделирование экосистемы всего бассейна - Биохимические процессы.

    Подпрограмма направлена на разработку, создание и эксплуатацию моделей, описывающих физические и биохимические процессы, определяющие функционирование всей экосистемы Черного моря и её внутренние обратные связи. Полученные здесь результаты, в конечном счете, помогут усовершенствовать и модернизировать эксплуатационные прогностические возможности всей системы ГОНСЧМ.

  1. Контроль загрязнения.

    Задачами подпрограммы являются, во-первых, сбор, обобщение, верификация и анализ данных о загрязнении Черного моря нефтеуглеводородами, тяжелыми металлами и радионуклидами, во-вторых, моделирование и прогноз на основе параметризации биохимических процессов и ассимиляции данных динамики этих загрязнений, и, наконец, выработка рекомендаций по планированию и проведению природоохранных мероприятий по защите окружающей среды Черного моря.

6. Связь ГОНСЧМ с международными организациями, проектами и программами.

Функционирование ГОНСЧМ тесно связано и скоординировано с целым рядом региональных, национальных и международных организаций и программ. В частности, программы ГОНСЧМ во многом пересекаются с Черноморской программой по окружающей среде (BSEP) в части решения проблем устойчивого развития, управления живыми ресурсами и контроля загрязнения моря. Планируется, что ГОНСЧМ будет развивать тесные научные связи с программами НАТО «Наука ради мира» (NATO SfP) в вопросе исследования шельфовых зон Черного моря.

Большое значение для ГОНСЧМ имеет международный проект «Глобальная система наблюдений за уровнем моря» (GLOSS), особенно в части развития региональных проектов, в частности, для Средиземного моря (MedGLOSS).

Стратегия развития «Буйковой программы Черного моря» (BSBP), являющейся составной частью ГОНСЧМ, базируется на Стратегическом Плане «Программы буйковых данных» (DBCP). Запланировано, что BSBP станет частью Европейской Группы Океанских Станций (EGOS).

На международном уровне ГОНСЧМ будет стремиться к установлению связей с целым рядом существующих глобальных морских исследовательских программ, таких как «Объединенное Исследование Глобальных Океанских Потоков» (JGOFS), «Взаимодействие Суши и Океана в Прибрежной Зоне» (LOICZ), «Большая Морская Окружающая Среда» (LME), «Глобальная Международная Оценка Вод» (GIWA) и «Глобальная Динамика Экосистем» (GLOBEC), задачи которых перекликаются с целями и задачами ГОНСЧМ.

Спонсируемые Европейским Союзом (ЕС) программы «Европейская глобальная океаническая наблюдательная система» (EuroGOOS) и «Средиземноморская глобальная океаническая наблюдательная система» (MedGOOS) находятся в тесной научной связи с программой ГОНСЧМ. Эти программы имеют в сущности идентичные с ГОНСЧМ цели для соответствующих морских бассейнов. Фактически, рабочая программа ГОНСЧМ разработана в соответствии с направлениями, принятыми программами EuroGOOS и MedGOOS. Одновременное выполнение этих программ в двух смежных и связанных бассейнах Мирового Океана будет весьма полезным и с научной и с практической точек зрения для всего мирового сообщества.

Список литературы

  1. IOC Black Sea Regional Committee. Second Session. Istanbul, Turkey 5-6 May 1999. IOC/BSRC-II/3
  2. Twentieth Session of the Assembly. Paris, 29 June - 9 July 1999. IOC-XX/3.
  3. Black Sea GOOS Workshop. Second Session. Poti, Georgia, 22-25 May, 2001. GOOS Report No. 109, UNESCO, Paris, June 2001.
  4. http://www.ims.metu.edu.tr/Black_Sea_GOOS
  5. II International conference “Oceanography of the Eastern Mediterranean and Black Sea. Similarities and differences of the two interconnected basins. 14-18 October 2002, METU, Ankara, Turkey.
  6. Strategic Science and Implementation Plan for the Black Sea Global Ocean Observing System. Ankara, 2002. pp. 81.
  7. Strategy for EuroGOOS. 1996/ISBN 0-904175-25-1